Суда на подводных крыльях


Первым изобретателем судна на подводных крыльях (СПК) стал Э.Форланини, который изобрел Гидроаэроплан с крыльями в виде ступеней лестницы. Это судно развивало скорость до 38 узлов. В 1911 году Г.Белл выкупил лицензию на производство СПК и изобрел «Гидродром», сумевшем развить скорость 70.86 узлов. В штормовую погоду изобретение Белла потерпело неудачу, и о суднах такого типа на время забыли.

В 1939 г. инженер Г. фон Шертель, один из военных фашисткой Германии, перенял опыт изобретения Белла и продемонстрировал боевой СПК с V-образными крыльями и весом 2.8 тонн. После начала боевых действий в 1941 году немцы провели испытание VS-6 - катера весом 17 тонн на подводных крыльях (ПК), который достиг скорости 47,5 узла. За все время войны немцы смогли создать свыше 10 быстроходных судов на ПК.

Вслед за Германии за строительство СПК взялись США и СССР. В итоге в середине 1950-х гг. несколько американцам удалось построить серию боевых катеров с глубоко погруженными крыльями. Одной из первых фирм в США, которой удалось провести успешные испытания, была компания «Боинг», создавшая катер «Силегз» весом 50 тонн.

В 1963 г. компания создала еще один катер «Хай Пойнт», весом около 110 тонн. Его оснастили системой автоматического управления ПК, что позволяло ему сохранять ход даже в штормовую погоду.

В 1968 году на американском рынке конкурировали две компании по производству СПК «Боинг» и «Грумман», которые практически в одно время продемонстрировали два артиллерийских катера, весом около 70 тонн. В 1971 г. катер компании «Боинг», под названием «Тукумкэри» поступил в качестве прототипа для разработки военного корабля стран НАТО.

В 1975 году был разработан катер «Пегасус», который имел новый корпус с надстройкой, разделенной на 6 отсеков с артиллерийской установкой. На корме «Пегасуса» располагались два двигателя: главный, обладающий мощностью 26 200 л.с. и вспомогательный. Благодаря основному двигателю катер передвигался со скоростью 50 узлов на протяжении 500 миль. Вспомогательным пользовались, если судну не требовались ПК. В двойном дне «Пегасуса» хранилось топливо, а его жилые отсеки вмещали 21 человека.

Не смотря высокие характеристики «Пегасуса» НАТО отказалась от строительства катеров по причине их дороговизны и вернулось к строительству судов малого тоннажа.

В СССР опыты по производству судов на подводных крыльях проводились группой под руководством Р.Е.Алексеева. Первым катером, успешно прошедшим испытания, была «Ракета» - пассажирское 30-метровое судно. Его приводил в движение один винт, а также он вмещал 66 человек. В первый рейс катер был отправлен в 1957 г. В 1970-х гг. на воду был спущен катер «Тайфун» с системой глубокого погружения крыльев.

Самое большое количество СПК числится в России. Уже в 1980-х гг. здесь насчитывалось около 900 крупных судов и несколько тысяч более мелких водяных такси.

Комментарии

Популярные

О судьбе корабельной

Супер-яхта Silver

Дрейф Стивена Каллахэна